Пароль – консолидация. МТС переходит на IBM BladeCenter.

Компания МТС инициировала масштабный проект по переводу своей биллинговой системы на blade-серверы IBM. География – от Калининграда до Дальнего Востока. Результат – уже налицо.

Ни одна компания сегодня не может работать по принципу «все сервисы функционируют – большего не надо». Корпоративная ИТ-инфраструктура живет по законам бизнеса и к ней применяются стандартные критерии оценки эффективности. Это означает буквально следующее: сохраняя или даже повышая уровень производительности, необходимо обеспечить максимальное сокращение расходов и рациональное использование ресурсов.

Компания МТС, один из ведущих российских операторов связи, всегда ориентировалась именно на эти принципы – по-другому добиться успеха на рынке было бы очень сложно. Но проблема заключается в том, что построить идеальную систему – «одну на все времена» – просто невозможно. С течением времени коррективы неизбежны. Бизнес совершенствуется и усложняется, и даже не в самый благоприятный экономический период компания не может отказаться от развертывания новых сервисов и внедрения инноваций. Действует простое правило: не сделаем мы, сделают конкуренты. Само собой разумеется, что наиболее пристальное внимание в этой связи уделяется критически важным для бизнеса системам. В МТС это, прежде всего, система биллинга.

Биллинг: есть что улучшить

Инфраструктура биллинга в МТС в основном была сформирована в 2004 году. Тогда была развернута система OSS FORIS. Тогда же компания приобрела значительное количество серверов, которые до последнего времени использовались в составе программно-аппаратного комплекса, решающего задачи биллинга. Этот комплекс исправно выполнял возложенные на него функции, однако темпы развития бизнеса МТС «заставляют устаревать» оборудование значительно быстрее, чем в других компаниях, у которых абонентская база растет не так стремительно.

Компания задумалась о модернизации аппаратной части инфраструктуры биллинга, в первую очередь потому, что вычислительная мощность системы в расчете на единицу занимаемого пространства и потребляемой электрической мощности не удовлетворяла возросшим требованиям. Компания была вынуждена закупать дополнительное оборудование, обеспечивать энергопитание, обустраивать помещения, в которых размещались серверы, и прикладывать все больше усилий для администрирования разрастающегося серверного комплекса.

Кроме того, срок гарантийной технической поддержки старого оборудования истек. Рассматривалась возможность продления технической поддержки, однако такой вариант был отклонен – по расчетам специалистов ИТ-подразделения компании МТС, это привело бы к значительному увеличению операционных расходов компании. Наконец, идея замены оборудования согласовывалась с требованиями по унификации платформы для обслуживания системы биллинга. МТС – без преувеличения глобальная компания. Использование в регионах разной техники затрудняло централизованное управление системой.

Решение – консолидация с IBM BladeCenter

Основная цель проекта модернизации – увеличение коммерческой эффективности ИТ-инфраструктуры компании в условия активного роста бизнеса и нестабильности рынка. Это должно было обеспечиваться, прежде всего, сдерживанием роста серверного парка и сокращением затрат на обслуживание инфраструктуры биллинга. Архитекторы ИТ-инфраструктуры МТС понимали, что «лечение симптомов» не поможет, нужно в корне изменить ситуацию. Олег Андрюхин, руководитель группы системных проектов МТС: «Мое подразделение провело анализ инфраструктуры по всем регионам. Мы пришли к выводу, что замена устаревшего оборудования на новое не позволит нам достичь цели проекта. Необходимы новые, современные концепции. Виртуализация, унификация, модульные системы, – все это нужно объединить под флагом консолидации».
Консолидация предполагала установку оборудования с высокой вычислительной мощностью в расчете на единицу занимаемого пространства. Другими словами, серверный комплекс должен быть производительным, компактным и энергоэкономным. При этом благодаря консолидации количество единиц нового оборудования оказывается меньше, чем имеющихся устаревших систем.

До консолидации каждая подсистема биллинга, будь то CRM или система оценки работала на отдельном физическом сервере. Мониторинг нагрузки на оборудование показал, что процессорные ресурсы серверов, на которых исполнялись приложения FORIS, использовались ничтожно. Консолидация и виртуализация ресурсов позволила радикально повысить КПД физических серверов.

IBM BladeCenter – платформа консолидации

Чтобы оценить масштаб проекта, достаточно сказать, что он затрагивает все Макро-регионы страны – от Калининграда до Дальнего Востока. ИТ-архитекторы МТС не исключают, что в дальнейшем будет проведена модернизация инфраструктуры зарубежных дочерних компаний на Украине, в Белоруссии, Узбекистане и Казахстане. А в перспективе уже опробованная схема может быть распространена и на Индию.

Успех столь крупного проекта в немалой степени зависит от технологических партнеров. Активную помощь в реализации выбранной специалистами МТС концепции оказали компании IBM и VMWare. Различный бизнес-функционал МТС был объединен на базе унифицированной платформы IBM BladeCenter. Фактически, blade-серверы IBM стали основой для консолидации ресурсов биллинговой инфраструктуры МТС. Эмуляция нескольких виртуальных серверов на одной физической машине позволила максимально эффективно использовать процессорные и другие аппаратные ресурсы. При изменении потребностей в ресурсах средствами ПО VMWare виртуальные серверы могут перемещаться с одного физического сервера на другой. И это не просто изящное техническое решение, это реальное бизнес-преимущество, которое позволяет компании делать гораздо больше теми же силами при полной гарантии бесперебойного функционирования системы.

Надежность аппаратных средств – это критический важный аспект для бизнеса МТС. И это касается не только коммутационного оборудования, радиолокационных станций и других средств, обеспечивающих связь, но и серверного комплекса инфраструктуры биллинга. В этом смысле IBM BladeCenter – бескомпромиссный выбор. Вячеслав Гриневич, специалист по продажам серверов стандартной архитектуры, участвовавший в проекте в МТС, подчеркивает «безукоризненную надежность BladeCenter и ее готовность к росту бизнеса». В шасси BladeCenter реализовано полное резервирование линий питания и шин ввода/вывода. На сегодняшний день такие возможности не предоставляет ни один производитель. Эта уникальная технология в сочетании с другими функциями обеспечения надежности радикально повышают устойчивость системы.

Проект продолжается, результаты уже есть

Проект стартовал в сентябре 2007 года – тогда команда специалистов приступила к проработке экономического обоснования. Закупленное оборудование частично введено в эксплуатацию – с учетом географии проекта следует признать, что он реализуется завидными темпами. Срок реализации проекта на всей территории России – декабрь 2009 года! Этот этап предполагает консолидацию нескольких сотен серверов на более ста физических машинах (все – двухпроцессорные blade-серверы IBM стандартной архитектуры). Однако перевод биллинговой инфраструктуры на серверы-лезвия – это уже стратегия МТС и работа в этом направлении будет продолжена в рамках других проектов.

Что же модернизированная инфраструктура дает бизнесу и на что можно рассчитывать в перспективе? По расчетам команды ИТ-специалистов МТС, использование blade-серверов IBM обеспечивает до 20% снижения стоимости закупок – в частности, за счет экономии на коммутаторах, как оптических так и сетевых. Еще заметнее преимущества IBM BladeCenter становятся в процессе эксплуатации. Снижение затрат на электропитание, оборудование серверных площадей и кондиционирование помещений, а также обслуживание сетевых портов обеспечивает очень существенную экономию – до 40%. К этому следует добавить и упрощение управления прикладными системами.

Проведенное специалистами МТС исследование показало, что за счет унификации, консолидации и виртуализации серверных ресурсов количество закупаемого оборудования в 2009 году можно сократить практически вдвое. Это впечатляющий результат. Эффективность модернизации ИТ-инфраструктуры была также оценена в денежном выражении. Экономия в следующие три года должна составить около 5 миллионов долларов. Эта цифра значительно ниже капитальных затрат по проекту. А в более долгосрочной перспективе архитекторы биллинговой инфраструктуры МТС ожидают еще более высоких показателей.

О компании МТС

ОАО «Мобильные ТелеСистемы» – один из лидеров российского рынка мобильной связи. Компания обслуживает население 83 регионов России и абонентов Армении, Беларуси, Украины, Узбекистана, Туркменистана. Вместе со своими дочерними предприятиями компания обслуживает свыше 90 миллионов абонентов в России и странах СНГ. Широкая зона покрытия собственной сети и роуминговые соглашения с операторами по всему миру обеспечивают абонентам МТС связь в 205 странах.

По оценке авторитетного международного бюллетеня Informa Telecoms & Media’s World, по итогам 2007 г. МТС занимает восьмое место в рейтинге крупнейших мировых сотовых операторов. МТС – также является лидером в области инноваций на телекоммуникационном рынке: компания первой среди российских операторов объявила о готовности сетей 3G на федеральном уровне, а в ближайшие три года МТС планирует запустить сети 3G более чем в 40 городах во всех регионах России и странах своего присутствия.

Источник: Компания IBM

Дополнительно:

  1. 1000 серверов IBM BladeCenter для онлайн-игр
  2. IBM BladeCenter E – стандартное шасси для широкого круга задач
  3. Виртуальная среда на базе BladeCenter для «СоюзБалтКомплект»
  4. Сервер-лезвие JS22 для IBM BladeCenter
  5. Acronis для BladeCenter